Отдел современных технологий и маркетинга
Библиотека УО "ВГТУ"   

Директор библиотеки

Отдел комплектования

Отдел научной обработки литературы

Отдел научной библиографии

Отдел современных технологий и маркетинга

Отдел обслуживания

Общий читальный зал

Читальный зал экономических наук

Читальный зал гуманитарных наук

 

Отдел современных технологий и маркетинга

 

Зав. отделом  – Матвеева  Татьяна  Владимировна  (возглавляет  отдел  с  сентября  2005 года). В  библиотеке  работает  с   1978 года. 

Инженер-програмист – Шишкин  Евгений    библиотеке  работает  с  2004 года) .

Инженер-програмист – Кашкин  Алексей  Александрович (в библиотеке  работает  с  2004 года).

Методист    Потапенко  Людмила  Васильевна    библиотеке  работала  с  1973  по  1982 год  и  с  1992 года  по  настоящее  время).

Ведущий  библиотекарь  – Покатович  Таиса  Константиновна  (в библиотеке  работала с  1985  по  1989  год  и   с  2001 года  по  настоящее время).

Новые  задачи, решаемые  библиотекой,  оказали  серьёзное  влияние  на  её  структуру.  За  последние  годы  на  первый  план  вышли   такие направления   деятельности  как  автоматизация  и  маркетинг.    В  коллектив  библиотеки  пришли  специалисты  технических  специальностей, в  частности, программисты. ”Гуманитариям”  и  “технарям”  пришлось  научиться  говорить  на  языке,  понятном  друг  другу.

В 1995 году библиотека  УО “ВГТУ” начала создание своего электронного каталога (в настоящее время общее количество записей составляет более 77000), а в 1998 году был создан отдел “Автоматизации библиотечно-библиографических процессов”, отвечающий за процессы информатизации с применением новых технологий.  В 2005 году был переименован в отдел “Отдел современных технологий и маркетинга”.

Первыми сотрудниками отдела “Автоматизация библиотечно-библиографических процессов” были  Иванова Елена Александровна (зав. отделом) и Генералов Александр Петрович (библиотекарь). Елена Александровна Иванова, проработав в должности зав. отделом с 1998 года по 2002 год, внесла огромный личный вклад в создание и организацию работы нового подразделения библиотеки. За годы работы отдела был автоматизирован ряд библиотечно-библиографических процессов: подготовка каталожных карточек,  книжных формуляров, бюллетеней, указателей, библиографических справок с последующей распечаткой выходных форм.

В настоящее время штат отдела насчитывает  5 сотрудников.         

Свою работу “Отдел современных технологий и маркетинга” осуществляет в тесной взаимосвязи с другими подразделениями библиотеки, т.к. развитие информатизации отражается на  всей библиотечной деятельности.

Совместно с другими подразделениями библиотеки отдел продолжает работу над созданием электронных ресурсов, которые в настоящее время насчитывается 14 баз данных: из них 11 библиографических и 3 полнотекстовые. “Отдел современных технологий и маркетинга” осуществляет ввод ретроспективной части фонда в электронный каталог, а также  работает над созданием новых технологических и коллективных баз данных; проводит сверку соответствия электронных записей с каталожными карточками. По мере разыскания недостающей информации, отсутствующие записи вводятся в электронный каталог, проводится проверка на дублетность, грамматические ошибки, правильность заполнения полей. Кроме этого “Отдел современных технологий и маркетинга” занимается архивированием и копированием баз данных.

Увеличение парка машин (в настоящее время состоит из 20 рабочих станций, 2 серверов, 5 принтеров, 2 ксероксов, 1 сканера) ставит перед “Отделом современных технологий и маркетинга” задачу постоянного обучения сотрудников библиотеки работе с новой техникой, правилам ввода и поиска информации. Для повышения эффективности процесса обучения составляются алгоритмы поиска информации в электронных ресурсах, разрабатываются технологические инструкции производственных процессов. В настоящее время большинство сотрудников библиотеки владеет навыками работы с электронным каталогом и базами данных.

Приобретение в 2004 году сетевой версии автоматизированной информационно-библиотечной системы МАРК, относящейся к третьему поколению АИБС МАРК, дало возможность продолжить работу по расширению локальной сети, создание которой началась в 2001 году, когда в сеть были объединены рабочие станции НБО, общего читального зала, абонемента, читального зала научной документации. Вариант SQL версии 1.6 для Windows обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов: комплектование литературы, создание и ведение электронного каталога, систематизацию, обработку поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание, обслуживание читателей  в отделах обслуживания, учет библиотечного фонда, межбиблиотечный абонемент. Сеть позволила эффективно организовать наиболее трудоемкие технологические процессы, связанные с научной обработкой первоисточников: от оформления предварительного  заказа   до   списания; 

В настоящее время  14 автоматизированных рабочих станций объединено в сеть.

Программное обеспечение библиотеки в настоящее время представлено двумя версиями  АИБС “МАРК”: локальная версия 3.6 и сетевой вариант MarcSQL.

Наиболее трудоемкими и проблемными аспектами функционирования автоматизированных информационно-библиотечных систем остаются вопросы лингвистического обеспечения, т. к. определяют ее поисковые возможности, качество поиска и т.д.       В электронном каталоге библиотеки УО “ВГТУ" параллельно используется несколько классификационных систем (УДК, ББК, ГАСНТИ), что позволяет вести многоаспектный поиск в базах данных. Для облегчения работы читателей, заинтересованных в применении информационных языков вербального типа, в библиотеке используется язык ключевых терминов, для которых используются тезаурусы. Ввод лингвистического обеспечения осуществляется с клавиатуры.

С  2001 года  отделом  осваивается  ещё  одно  новое  направление  в  работе  библиотеки – маркетинг.  Это  тот  надёжный  инструмент,  который  способен  помочь  библиотеке  твёрдо  встать  на  ноги  и  почувствовать  себя  в  системе  рыночных  отношений  уверенно  и  комфортно. С  2003 года  в  библиотеке  введен, успешно  функционирует  и  развивается  целый  комплекс  дополнительных  платных  услуг,  приносящий  университету  материальную  прибыль. С 2005  все  деньги, заработанные  библиотекой  находятся  на  отдельном  расчётном  счёте.  Маркетинговые  исследования,  создание  положительного  имиджа  библиотеки,  повышение  квалификации  сотрудников,  работа  со  средствами  массовой  информации,  популяризация  специалистов, работающих  в  библиотеке,  реклама  и  внутрибиблиотечные  мероприятия    вот  далеко  не  полный  перечень  направлений  маркетинговой  деятельности. Данными  вопросами   в  отделе  занимается  ведущий  библиотекарь  Покатович  Т.К.  

Научно-методическую  работу (аналитическую,  организационную,  консультационную);  планирование  и  отчётность библиотеки;  разработку  нормативных  документов, концепций,  программ,  способствующих  развитию  библиотеки;  анализ  состояния  и   предложения  по    усовершенствованию  библиотечно-библиографической  работы    ведёт  главный  библиотекарь   Потапенко  Л.В. 

Copyright         Ковалевский А.Г.
Hosted by uCoz