Библиотека УО "ВГТУ" | |
Директор библиотеки Отдел комплектования Отдел научной обработки литературы Отдел научной библиографии Отдел современных технологий и маркетинга Отдел обслуживания Общий читальный зал Читальный зал экономических наук Читальный зал гуманитарных наук |
Отдел современных технологий и маркетинга
Зав. отделом – Матвеева Татьяна Владимировна (возглавляет отдел с сентября 2005 года). В библиотеке работает с 1978 года.
Инженер-програмист – Шишкин
Евгений (в
библиотеке работает
с 2004 года) .
Инженер-програмист – Кашкин
Алексей Александрович (в
библиотеке работает
с 2004 года). Методист – Потапенко Людмила Васильевна (в библиотеке работала с 1973 по 1982 год и с 1992 года по настоящее время). Ведущий библиотекарь – Покатович Таиса Константиновна (в библиотеке работала с 1985 по 1989 год и с 2001 года по настоящее время).
Новые задачи, решаемые
библиотекой, оказали
серьёзное влияние
на её
структуру. За
последние годы
на первый
план вышли
такие направления
деятельности как
автоматизация и
маркетинг.
В коллектив
библиотеки пришли
специалисты
технических специальностей,
в частности, программисты.
”Гуманитариям” и
“технарям” пришлось
научиться говорить
на языке,
понятном друг
другу.
В 1995 году библиотека УО
“ВГТУ” начала создание своего электронного каталога (в настоящее время
общее количество записей составляет более 77000), а в 1998 году был
создан отдел “Автоматизации библиотечно-библиографических процессов”,
отвечающий за процессы информатизации с применением новых технологий.
В 2005 году был переименован в отдел “Отдел современных
технологий и маркетинга”.
Первыми сотрудниками отдела “Автоматизация библиотечно-библиографических
процессов” были Иванова
Елена Александровна (зав. отделом) и Генералов Александр Петрович
(библиотекарь). Елена Александровна Иванова, проработав в должности зав.
отделом с 1998 года по 2002 год, внесла огромный личный вклад в создание
и организацию работы нового подразделения библиотеки. За годы работы
отдела был автоматизирован ряд библиотечно-библиографических процессов:
подготовка каталожных карточек,
книжных формуляров, бюллетеней, указателей, библиографических
справок с последующей распечаткой выходных форм.
В настоящее время штат отдела насчитывает
5 сотрудников.
Свою работу “Отдел современных технологий и маркетинга” осуществляет в
тесной взаимосвязи с другими подразделениями библиотеки, т.к. развитие
информатизации отражается на
всей библиотечной деятельности.
Совместно с другими подразделениями библиотеки отдел продолжает работу
над созданием электронных ресурсов, которые в настоящее время
насчитывается 14 баз данных: из них 11 библиографических и 3
полнотекстовые. “Отдел современных технологий и маркетинга” осуществляет
ввод ретроспективной части фонда в электронный каталог, а также
работает над созданием новых технологических и коллективных баз
данных; проводит сверку соответствия электронных записей с каталожными
карточками. По мере разыскания недостающей информации, отсутствующие
записи вводятся в электронный каталог, проводится проверка на
дублетность, грамматические ошибки, правильность заполнения полей. Кроме
этого “Отдел современных технологий и маркетинга” занимается
архивированием и копированием баз данных.
Увеличение парка машин (в настоящее время состоит из 20 рабочих станций,
2 серверов, 5 принтеров, 2 ксероксов, 1 сканера) ставит перед “Отделом
современных технологий и маркетинга” задачу постоянного обучения
сотрудников библиотеки работе с новой техникой, правилам ввода и поиска
информации. Для повышения эффективности процесса обучения составляются
алгоритмы поиска информации в электронных ресурсах, разрабатываются
технологические инструкции производственных процессов. В настоящее время
большинство сотрудников библиотеки владеет навыками работы с электронным
каталогом и базами данных.
Приобретение в 2004 году сетевой версии автоматизированной
информационно-библиотечной системы МАРК, относящейся к третьему
поколению АИБС МАРК, дало возможность продолжить работу по расширению
локальной сети, создание которой началась в 2001 году, когда в сеть были
объединены рабочие станции НБО, общего читального зала, абонемента,
читального зала научной документации. Вариант SQL версии 1.6 для Windows
обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов:
комплектование литературы, создание и ведение электронного каталога,
систематизацию, обработку поступающих изданий, справочно-информационное
обслуживание, обслуживание читателей
в отделах обслуживания, учет библиотечного фонда, межбиблиотечный
абонемент. Сеть позволила эффективно организовать наиболее трудоемкие
технологические процессы, связанные с научной обработкой
первоисточников: от оформления предварительного
заказа до
списания;
В настоящее время 14
автоматизированных рабочих станций объединено в сеть.
Программное обеспечение библиотеки в настоящее время представлено двумя
версиями АИБС “МАРК”:
локальная версия 3.6 и сетевой вариант MarcSQL.
Наиболее трудоемкими и проблемными аспектами функционирования
автоматизированных информационно-библиотечных систем остаются вопросы
лингвистического обеспечения, т. к. определяют ее поисковые возможности,
качество поиска и т.д.
В электронном каталоге библиотеки УО “ВГТУ" параллельно
используется несколько классификационных систем (УДК, ББК, ГАСНТИ), что
позволяет вести многоаспектный поиск в базах данных. Для облегчения
работы читателей, заинтересованных в применении информационных языков
вербального типа, в библиотеке используется язык ключевых терминов, для
которых используются тезаурусы. Ввод лингвистического обеспечения
осуществляется с клавиатуры.
С 2001 года
отделом осваивается
ещё одно
новое направление
в работе
библиотеки – маркетинг.
Это тот
надёжный инструмент,
который способен
помочь библиотеке
твёрдо встать
на ноги
и почувствовать
себя в
системе рыночных
отношений уверенно
и комфортно. С
2003 года в
библиотеке введен,
успешно функционирует
и развивается
целый комплекс
дополнительных
платных услуг,
приносящий
университету материальную
прибыль. С 2005 все
деньги, заработанные
библиотекой находятся
на отдельном
расчётном счёте.
Маркетинговые
исследования, создание
положительного имиджа
библиотеки, повышение
квалификации
сотрудников, работа
со средствами
массовой информации,
популяризация
специалистов, работающих в
библиотеке, реклама
и внутрибиблиотечные
мероприятия –
вот далеко
не полный
перечень направлений
маркетинговой
деятельности. Данными
вопросами в
отделе занимается
ведущий библиотекарь
Покатович Т.К.
Научно-методическую работу
(аналитическую,
организационную,
консультационную);
планирование и
отчётность библиотеки;
разработку
нормативных документов,
концепций, программ,
способствующих
развитию библиотеки;
анализ состояния
и предложения
по
усовершенствованию
библиотечно-библиографической
работы
ведёт главный
библиотекарь
Потапенко Л.В.
|
Copyright Ковалевский А.Г. |